Irini (ir_maverick) wrote,
Irini
ir_maverick

Category:

Самария, храм у колодца Иакова

CSC_0440.jpg

Эта живописная страна, испещренная долинами и горами, лежит между Иудеей и Галилеей, она тянется от равнины Саронской к Иордану и граничит к северу с Изреельской равниной.

После свержения и изгнания Архелая Ирода Самария составляла часть Иудейской провинции и управлялась римскими наместниками.

DSC_0384.jpg

Древними писателями восхвалялось её плодородие, пастбища, молочные продукты, изобилие плодов и источников.



DSC_0371.jpg


DSC_0364.JPG


DSC_0374.jpg

Очертания гор Самарийских мягки, холмы имеют приятную округлость, долины отличаются простором, воды ее спокойны.

DSC_0576.jpg



DSC_0414.jpg





CSC_0445.jpg

Самаряне были постоянным предметом ненависти всех жителей Палестины, как галилеян, так и иудеев. Эта ненависть продолжалась много веков, и время ее только обостряло. Первой причиной этой ненависти послужило отделение десяти племен израильских, поколебавшее единство царства Давида. Затем последовало падение царства Израиля. Опустошенная выселением, Самария не могла противиться вторжению иноземных переселенцев, явившихся по приказанию Салманасара. Кровь Ефрема смешалась с кровью язычников. Хотя религия Моисея осталась главенствующей у самарян, тем не менее израильтяне отказывались признавать их за братьев; они прибавили к прежней ненависти еще и презрение.

DSC_0425.JPG

Когда иудейские переселенцы под предводительством Зоровавеля прибыли из Вавилона и, руководимые внушениями Ездры и Неемии, задумали восстановить Иерусалим и его Храм, они с негодованием оттолкнули содействие самарян. Это было жестокое оскорбление. Прошло два столетия, а самаряне все еще не могли забыть такой обиды. Манассия воспользовался этой распрей и построил на горе Гаризим храм, который мог соперничать с Иерусалимским. Такое посягательство на святыню удвоило вражду истинных евреев против еретиков и отступников. Самарянский храм был разрушен в 129 г. до Р. X. Развалины существуют и теперь, а гора, лишенная своей святыни, остается все-таки предметом поклонения побежденных самарян. Малочисленные отпрыски этой еврейской секты, оставшиеся еще в живых, называют ее и теперь святой, благословенной. И как иудеи в час молитвы обращают взоры на Сион, точно так же взирают самаряне на Гаризим.

DSC_9238.jpg


DSC_0442.jpg

В эпоху Иисуса Христа отношения между евреями и самарянами нисколько не утратили прежней враждебности. Она становилась даже глубже. Проходить Самарию по пути в Иерусалим было небезопасно. Многие галилеяне, чтобы миновать ее, направлялись в Иорданскую долину чрез Саронскую равнину. Самаряне мстили насилием за презрение, они отказывали даже в приюте.

Остракизм, которому самаряне были подвергнуты в течение нескольких веков, сделал их чуждыми религиозному развитию израильтян. Самаряне довольствовались Пятикнижием, учение же фарисеев не имело доступа к ним. Единственной точкой соприкосновения между самарянами и евреями было в это время ожидание Мессии, великого пророка, предвозвещенного Моисеем. Однако у самарян надежда эта имела характер исключительно религиозный; она была свободна от всякого политического честолюбия или земных мечтаний. Великий пророк, по ожиданию самарян, не  властитель вселенной, как у евреев, а только посланник, подобный Моисею, законодатель, реформатор, роль которого предполагалась исключительно нравственная и духовная.


DSC_0567.jpg


DSC_0585.JPG

Вся древняя земля Ханаанская полна воспоминаниями. Наиболее священные сосредоточены вокруг древнего Сихема. Город этот был построен между горами Гевал и Гаризим. Это место пересечения двух дорог, одна из которых идет к «великому морю» (Средиземному), Иордану и землям, лежащим по ту сторону, другая соединяет с Месопотамией, Халдейской равниной, Египтом.

Иаков, возвращаясь из Месопотамии, где он прослужил два раза по семи лет у дяди своего Лавана, раскинул здесь свои шатры и воздвигнул жертвенник Всемогущему Богу Израиля. Патриарх купил часть поля (Быт., XXXIII. 19) близ Мамврийской дубравы и вырыл там глубокий колодезь для своих стад.
Умирая в Египте, Иосиф пожелал быть похороненным на этом месте. Покидая землю фараонов, Моисей вспомнил последнюю волю великого человека и взял с собой кости Иосифа, которые перенес на границу земли Ханаанской (Исход, XIII. 19.). Иисус Навин похоронил их на поле, купленном Иаковом у сыновей Еммора евеянина (Иисус Навин. XXIV, .12).
Там же, на склонах Гевала и Гаризима, Иисус Навин расположил двенадцать племен и заставил произнести благословения и проклятия, которые мы читаем во Второзаконии.


DSC_0564.jpg

Разросшийся Сихем сделался столицей царства Израильского, но его величие скоро померкло. Но благодаря воспоминаниям Сихем все-таки пользовался большим уважением. Его счастливое положение близ двух дорог, служащих главными путями сообщения между востоком и западом, севером и югом, создало ему значительное торговое значение. Евреи называли его презрительным именем Сихарь, что было оскорбительным эпитетом, от seger — ложь или sicor — пьяница. В первом случае евреи намекали на богослужение самарян, в которое вошло много языческих обрядов; во втором - на порок, присущий всем жителям горы Ефрема.   (с) Анри Дидон

DSC_0424.jpg


DSC_0454.jpg

На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится греческий монастырь, построенный на территории византийского храма 4 в., разрушенного в 6 в.
В 1914 г. Иерусалимская Патриархия начала восстановление храма при финансовой поддержке России, прерванной Первой мировой войной. Завершение и освящение состоялось только в 2008 г.

DSC_0457.jpg


DSC_0461.JPG


DSC_0465.JPG





DSC_0491.jpg

Спуск в крипту под алтарем.

DSC_9270.jpg

Колодец Иакова очень глубокий (до 30 м), находится под престолом храма.

DSC_9267.jpg

Здесь в 1979 г. религиозными иудейскими фанатиками был убит архимандрит Филумен, служивший в этом храме и известный как человек высокой духовной жизни.

http://antimodern.files.wordpress.com/2009/11/neomartyr_philoumenos.jpg?w=302&h=478

Незадолго до убийства группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, иудеи ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия.  Гражданские власти Израиля объявили, что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало.

DSC_0464.jpg

Архимандрит был похоронен в Иерусалиме, в резиденции Иерусалимской Патриархии на Сионе. Через несколько лет его гробница была вскрыта, и мощи обнаружены практически полностью нетленными. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли сюда, в древний Сихем (Наблус).

DSC_9247.jpg

Рака с мощами св. Филумена.
DSC_9250.jpg

11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III.  5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».

DSC_0536.jpg





DSC_0520.jpg


DSC_0507.JPG







Tags: Св. Земля, паломничества, фотовпечатления
Subscribe

  • (no subject)

    Недостаточно было просто научить человека закону Божию – нужно было человека спасти. Когда человек тонет в бушующем море, надо бросаться в…

  • (no subject)

    Желая укрепить Своих учеников, чтобы в момент Его страданий и смерти они не растерялись и не разбежались, чтобы они верили, что Он является Сыном…

  • Преображение

    Каждый из нас приобщается к Божественному свету, прежде всего, через участие в церковных Таинствах. Нередко мы ощущаем за богослужением, что небо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments